0
1335 plays
0:00
0:00
Advertising will end in 
skip_previous
play_arrow
pause
skip_next
volume_up
volume_down
volume_off
shuffle
shuffle
repeat
repeat_one
repeat
share
speed
view_headline
NOTHING FOUND!
close
close

Анна Чернова в диалоге об искусстве

Share
Text version

Т. Сова: Здравствуйте, дорогие друзья. Снова в эфире подкаст «SovART», и в эфире Татьяна Сова вместе со своим замечательным подкастом. Всем привет. Сразу же начну с того, что хочу сказать большое спасибо всем, кто пишет отзывы о подкастах, программах. Все Ваши положительные и отрицательные отзывы будут обязательно мною прочитаны и разобраны досконально, и все Ваши пожелания по поводу тем программ тоже обязательно впоследствии будут каким-то образом реализовываться в нашем подкасте. Спасибо всем большое, пишите дальше. Сегодня у нас новый человек, напротив меня сидит гость. Как обычно за окном среда, солнышко светит, и я всем желаю хорошего настроения. Перехожу к гостю, итак креативный менеджер Центра Современного Искусства «Факел» — Чернова Анна. Анна, здравствуйте.

А. Чернова: Здравствуйте. Немножко Вас поправлю — Центр Современной Культуры «Факел».

Т. Сова: Центр Современной Культуры, хорошо. Сразу же спрошу, а почему культуры, а не искусства?

А. Чернова: Потому что у нас идет не только поддержка искусства, но и культуры в целом. Мы поддерживаем социальные инициативы. Вообще мы организованы при поддержке администрации Фрунзенского района, и это нас обязывает помогать людям в нашем районе, поддерживать социальные инициативы и поддерживать хорошую среду для социальной коммуникации в нашем районе.

Т. Сова: То есть Вы считаете, что искусство, несмотря на то, что с ним сейчас происходит, является частью культуры?

А. Чернова: Да, я так считаю.

Т. Сова: Это замечательно. В конце, как всегда, я Вас помучаю на тему того, что же такое искусство сейчас, потому что я это всегда и у каждого гостя спрашиваю. Поближе тогда к идее «Факела», потому что боюсь, что не все знают, что это такое, чего и как. Сразу скажу, что «Факел» — это Центр Современной Культуры, который открылся совсем недавно. Где бы Вы думали? Между прочим, в Купчино на Софийской улице, дом 44. Хотелось бы у Анны побольше пораспрашивать. Каким образом вообще появилась идея «Факела»? Кто в этом участвовал? Как долго это всё реализовывалось?

А. Чернова: Первоначально у главы администрации Фрунзенского района появилась идея организации какого-то креативного пространства на территории Фрунзенского района. Надо сказать, что у моего коллеги Игоря Подшивалова до этого уже была идея не конкретно «Факела», а какого-то лофт-проекта. Вот так звезды сошлись, и благодаря государственной поддержке, мы сейчас активно существуем и можем поддерживать проекты, можем реализовываться.

Т. Сова: Я правильно поняла, Вы просто попали в струю? Честно говоря, исходя из публикаций в СМИ и в интернете, я поняла, что первоначально у Вас зародилась эта идея, и Вы пришли к администрации и подали свою идею, а администрация это с радостью восприняла. Оказывается, всё было наоборот.

А. Чернова: Это как-то получилось параллельно. Ребята пришли к администрации, и у Мещерякова Терентия Владимировича уже была идея что-то подобное сделать, и он искал людей, которые могут рассказать ему, что это может быть. В итоге получился «Факел».

Т. Сова: Понятно. Долго ли вообще шли переговоры? Долго ли шли трения и притирки по поводу того, что это должно быть? Или ребята сразу пришли с проектом, рассказали, показали, и администрация сразу, не внося коррективы, все приняла?

А. Чернова: Нет, надо сказать, что «Факел» без здания, которое открылось 1 декабря, существовал с лета. Был организован проект, и там молодые люди могли представить свои проекты, чтобы государство их поддержало, и выигрышные проекты должны были реализовываться на территории «Факела». О том, что «Факел» будет, было известно еще далеко за. Некоторые мероприятия, которые проводились, мы уже приписываем к «Факелу», потому что это уже наша интеллектуальная собственность.

Т. Сова: Понятно, то есть в общем, «Факел» — это не просто культурное пространство, это именно ваше движение, которое сотрудничает с государственными структурами, можно так сказать?

А. Чернова: Возможно.

Т. Сова: Так вот закрутим, завертим. Все-таки мне интересна сама суть вашего общения с государственными органами, потому что эта тему очень актуальна на данный момент, так как современное искусство сейчас ищет выходы, поддержку, откуда бы ни было — либо финансовую, либо информационную. Часто сталкиваются с тем, что проекты современного искусства не подходят по формату для того, чтобы государство их поддерживало. Как вы с этим боритесь или не боритесь? Как вы взаимодействуете? Мне интересен факт вашего общения с государственной структурой. Насколько государство влияет на то, что вы делаете? Какого плана проекты отбираются вами? Какой должен быть проект, чтобы пройти отбор?

А. Чернова: Естественно, если мы говорим о современном искусстве, то это не должно быть обнаженной фигурой, так как у нас спальный район, и мы позиционируем «Факел» как место, куда может прийти вся семья. Если говорить о возрастной политике, то это от 3-х до 90-та лет. Буквально недавно у нас были организованы курсы «Golden age» для людей старшего возраста. Это люди после 55-ти лет. Они, к сожалению, на неделю были прерваны, но я думаю, сейчас всё будет восстановлено. Мы работали при поддержке международной театральной студии «Легкие люди». Мы обратили внимание на взрослых людей, на то, что они очень интересные, открытые и стараются понимать, что сейчас происходит, им это интересно. Может быть, с чем-то они не согласны, может, даже с обнаженными натурами, потому что в их годы этого не было, но у них есть возможность пообщаться с нами, мы объясняем им то, что они живут сейчас. Они очень рады, что молодежь готова раскрываться и рассказывать им, что сейчас происходит. Мы обращаем внимание на разную аудиторию. Также мы занимаемся поддержкой художников. С 26 марта у нас стартует проект «Открытая мастерская». На нашей территории, на территории выставочного пространства «Факел» будут работать 5 концептуальных художников. С 3-х до 8-ми гости могут смотреть, как они работают. Плюс будет прямая трансляция на сайте. Мне кажется, это действительно очень интересно. Если мы откроем для Петербурга новое имя, это будет замечательно. Пока я не скажу, кто у нас будет участвовать, это секрет.

Т. Сова: А каким образом выбирались эти концептуальные художники? Они тоже подали заявку вам?

А. Чернова: Кто-то подал нам заявку, с кем-то мы знакомились и лично общались, встречались на каких-то мероприятиях, потому что куда бы ни пошли резиденты «Факела», они всегда находят какого-нибудь интересного человека. В Петербурге нет в этом недостатка. Каждый более творческий, чем другой, и этим заражает, и хочется, чтобы «Факел» процветал, хочется творить и создавать. Люди приносят интересные идеи, не только мы их генерируем, и получается то, что получается.

Т. Сова: Анечка, так приятно слышать в голосе такой задор и огонь, действительно факел горит, это так здорово. Я думаю, что если с таким настроем что-то делать, то все получится, и горы можно свернуть. Всё-таки интересна сама ваша деятельность нахождения новых имен, их раскрутки, как вы им помогаете. Я так поняла, что у вас открыт набор заявок на какие-то творческие проекты. Какого рода эти проекты? Совершенно любые? Это может быть и магазин дизайнерской одежды, и творческая мастерская, и курсы? Или что?

А. Чернова: На территории «Факела» уже есть творческий шоурум и мастерская Жанны Нестеровой. Она модельер, и параллельно она проводит курсы.

Т. Сова: Курсы дизайна?

А. Чернова: Курсы дизайна или курсы стиля. У нее сейчас два направления. У нас открыта мастерская экологической мебели из картона. Очень много о ней было сказано в СМИ. У нас работают ребята из «Adventure design», они занимаются программированием, медиа-маркетом, что тоже сейчас актуально, это тоже нужно знать. Это не искусство, а социальные сети.

Т. Сова: Это культура.

А. Чернова: Да, это культура.

Т. Сова: Это просвещение. Да, я согласна, что это информационная часть, которая нужна.

А. Чернова: На нашей территории репетируют 3 театра. Мы их задействуем в различных мероприятиях.

Т. Сова: Понятно. Как происходит процесс? Нас сейчас слушают молодые художники, молодые дизайнеры, молодые люди, которые занимаются видео-артом, чем угодно. Им хочется, чтобы вы дали им какое-то помещение или возможность с вами сотрудничать. Как это происходит? Сам процесс? Сейчас всем это интересно послушать. Вот человек что-то придумал, какой-то проект, пишет вам. Что дальше происходит с этим проектом? Вдруг вы возьмете и реализуете его. Я это говорю не из-за плохого отношения к вам, просто озвучиваю страхи людей. Возьмете, прочтете этот проект и сами его реализуете без этого человека. Как происходит отбор заявок? Кто их просматривает? Может ты, Анечка, в этом участвуешь? Или передаете в государственные органы, и это всё там рассматривается и отбирается по какому-то формату? Как?

А. Чернова: Резиденты «Факела» садятся, смотрят, что нам прислали на почту или отвечают на звонки. Мы просим прийти людей на наше собеседование, общаемся лично, и тогда мы можем сказать, наш это формат или нет, или можем предложить сделать встройку в будущее событие, чтобы это не отдельно шло, или выбираем число, когда это может реализоваться. Мы открыты ко всем идеям, мы рады, когда люди просят у нас помещения, потому что нам нравится, когда постоянно что-то происходит.

Т. Сова: Это здорово и необычно для Петербурга, если в общем говорить. Я просто интересуюсь этим в плане коммерческой организации. Вот у вас работает девушка, она может продавать свою продукцию на территории «Факела»? Или нет? Вы отдаете предпочтение каким-то коммерческим продуктам или вы все-таки за некоммерческие вещи? Мастер-классы, которые у вас проводятся, платные или бесплатные? Или бывает по-разному?

А. Чернова: Мастер-классы бесплатные. Люди подписывают волонтерское соглашение, что они волонтеры «Факела» и имеют право проводить курсы. Также скоро запускаются платные курсы, там отдельная документация. Они договариваются непосредственно с администрацией, чтобы они были в курсе.

Т. Сова: То есть, совершенно по-разному бывает, нужно с вами обговаривать и можно делать коммерческие проекты на территории «Факела»?

А. Чернова: Можно делать коммерческие проекты.

Т. Сова: И выставки тоже?

А. Чернова: Я знаю, что у нас скоро хотят сделать выставку с последующей продажей картин, но пока мы решаем, какие нужны документы, чтобы это было официально.

Т. Сова: Все-таки, в общем и целом чем «Факел» отличается от всех остальных культурных пространств в городе? От «Этажей», где можно посидеть выпить чайку, воспользоваться wi-fi, от «Новой Голландии», которая сейчас немножко притихла?

А. Чернова: Кстати, по поводу wi-fi я забыла сказать, у нас на территории есть зона, куда молодые люди могут приходить с ноутбуками и работать, общаться, заводить новые знакомства, создавать новые проекты. Это у нас тоже есть.

Т. Сова: А большое помещение? На сколько человек оно рассчитано?

А. Чернова: Выставочное пространство 200 квадратных метров. Остальные зоны так устроены, что можно открыть или закрыть стеклянную дверь, и от этого зависит размер помещения.

Т. Сова: Всё мобильно, то есть можно в закуточке, а можно и в пространстве пошире, если большая компания. Вы как-то общаетесь с людьми, которые к вам приходят воспользоваться wi-fi? Именно ребята, которые там работают?

А. Чернова: Мы общаемся. Мы даже сейчас работаем на той же территории, переехали, нам там очень нравится, очень приятно, мы всегда готовы к общению, очень интересно.

Т. Сова: Много ли вас, кто там работает на постоянной основе?

А. Чернова: Нас четверо.

Т. Сова: Вас 4 человека, тогда в связи с этим следующий вопрос, какое у вас у всех образование? Я понимаю, что оно у всех разное, но кто-то из вас уже работал в сфере искусств, культуры? Откуда вы пришли сюда?

А. Чернова: Наш директор Маргарита — графический дизайнер, ей 24 года. Естественно она окончила университет, она окончила «МУХУ», у нее была большая школа практики за границей. Наш куратор проекта Игорь Подшивалов — еще студент, учится в университете Кино и Телевидения. Я окончила университет Кино и Телевидения, факультет «Связи с общественностью», но меня всегда тянуло к искусству, поэтому я считаю, что это все реально соединить.

Т. Сова: Конечно.

А. Чернова: Еще у нас есть куратор по образовательным проектам Дмитрий Калач, у него есть высшее образование. У него такая интересная история, он был и пожарником, страховым агентов, а теперь он работает в театре, играет в театре. 27 вечером у него будет мероприятие на территории «Факела» в 20:00. Сейчас он куратор образовательных проектов.

Т. Сова: Все совершенно разными путями туда пришли, и с вами возможно сотрудничать. Вы на бюджетной основе набираете к себе ребят на работу? Кто-то из наших слушателей, кто хочет работать в этой области, могут к вам прийти или прислать вам mail и начать работать у вас? Или набор закрыт?

А. Чернова: Конкретно на должность пока нам никто не требуется, но у нас есть проект «Helper». Это такая современная форма волонтерства. Мы получили государственную поддержку для этого проекта, мы хотим, чтобы молодые люди, начиная со школьной скамьи, занимались волонтерством, были хелперами в той сфере, которая им нравится, чтобы к окончанию университета у них уже сложился интересный опыт, бесплатный, но который им в дальнейшем может дать возможность работать именно там, где они хотят.

Т. Сова: То есть они будут приходить и помогать в реализации каких-то проектов?

А. Чернова: Не только нам. Да, пока мы можем говорить только про нас, у нас есть хелперы, они активно нам помогают, это очень приятно. Мы хотели бы, чтобы этот проект был реализован не только в творческой сфере, но и в любых сферах, это не только fashion, искусство, это может быть и менеджмент и всё, что угодно.

Т. Сова: То есть у вас будет какая-то определенная база организаций, которые будут хотеть нанять хелперов на подсобную работу, грубо говоря. Вы будете выбирать из желающих людей и рассылать их по организациям, я правильно понимаю?

А. Чернова: Да, но я бы не сказала, что это подсобные рабочие. Они как раз будут в системе, они будут внутри процесса. Если у людей есть мотивация, они идут туда, куда они хотят, они не могут стоять в стороне и быть подсобными, они будут активно внедрять свои идеи.

Т. Сова: Это очень здорово, потому что это как раз относится к теме того, что дети сегодня совершенно не знают, куда податься, что выбрать и идут в институты, совершенно не понимая, зачем это нужно, в конечном итоге оканчивают институты, и все не хотят работать по специальности. Поэтому я считаю, что это очень полезный в будущем проект, потому что он будет помогать в направлении профориентации. Подходя уже к логическому завершению нашей беседы, какие из проектов были самыми интересными на данный момент? Конечно, может, ты не можешь об этом говорить, но из тех, что были присланы на рассмотрение, из тех, что бригада из 4-х человек рассмотрела, были ли такие проекты, которые зацепили, были оригинальные и необычные? Есть какие-нибудь, которые ты можешь озвучить?

А. Чернова: У нас есть один проект, который побил все рекорды лайков на странице группы и перепостов, это фотосессия с бабушками и дедушками. Бренд «Za-Za» на нашей территории делал фотосессию с бабушками и дедушками. Приходили взрослые люди на кастинг, их отбирали, выбрали одну бабушку и одного дедушка.

Т. Сова: И с ними была фотосессия?

А. Чернова: Да.

Т. Сова: Какая-то тематическая? Их как-то одевали? В какую-то одежду?

А. Чернова: Девушка из бренда «Za-Za» одевала их в одежду бренда, и в итоге это стало частью рекламной компании. С бабушкой, которая участвовала, мы до сих пор общаемся. Это очень активная женщина, она и танцами занимается, и разбирается в социальных сетях, очень интересная, очень приятно с ней работать.

Т. Сова: Получается, что вы в «Факеле» охватили неохваченные сейчас области, я имею в виду возрастную категорию. Вы хотите общаться с детьми, со школьниками и сейчас общаетесь с взрослыми. Ведь это сейчас совершенно не охваченные группы, если говорить о людях пожилого возраста, они совершенно не понимают и не разбираются в том, что сейчас происходит в современном искусстве и культуре, и детки тоже. В общем, где что увидел, так и понял. Вы занимаетесь этими возрастными группами, правильно я поняла?

А. Чернова: Да, у нас идет социальная поддержка и поддержка искусства. Мы стараемся охватить больше.

Т. Сова: Это здорово. Что уже было? Я так понимаю, что открылись вы 1-го декабря. Фактический центр «Факела» превратился в Современный Центр Культуры именно 1-го декабря. Что с тех пор сделано? Прошел декабрь, январь, февраль, март подходит к концу, что уже сделано? Выставки, какие-то проекты?

А. Чернова: У нас была выставка Андрея Геращенко — современного художника из Купчино. Она имела очень большой отклик, потому что Андрей посещал нашу выставку лично, и у него была возможность общаться со всеми. Мне кажется, это очень важно, потому что мы открываем искусство, люди могут создать свое личное мнение, они могут подойти к художнику и спросить, правильно ли человек понял или почему художник сделал именно так. Мне кажется, это очень важно, чтобы люди были открыты, потому что современное искусство отражает то, что сейчас происходит. Иногда, если мы говорим о спальных районах, люди приходят с работы, закрываются за своей дверью, включают телевизор и никуда не ходят, ничего не знают. Теперь есть «Факел», они могут приходить туда и узнавать много нового. Очень приятно, что люди нашего района очень отзывчивы и социально-активны. У нас было несколько акций, на одной мы собирали донорскую кровь на День Святого Валентина, пришло очень много людей, очень много желающих помочь. У нас была акция с бездомными животными, у нас была очень большая проходимость людей, нам принесли очень много корма, очень много животных забрали домой, причем взрослых. Обычно хотят маленьких котят или щенков, а у нас забрали 24 собаки и 16 кошек, хотя за полгода до этого проходило подобное мероприятие в центре, и забрали всего одну собаку. Мы гордимся этим, нам кажется, что наши люди самые отзывчивые и самые хорошие.

Т. Сова: Вопрос в связи с этим, почему именно Купчино? Я правильно поняла, должен был быть спальный район? Вы хотели именно спальный район, не в центре, потому что там уже все перенасыщено. Почему именно Купчино? Почему не любой другой спальный район нашего города?

А. Чернова: Так сложилось, благодаря Терентию Владимировичу. Он нам выделили помещение в спальном районе, и мы теперь в спальном районе.

Т. Сова: Вы совершенно не пожалели об этом?

А. Чернова: Нет. На самом деле сначала было страшно, потому что это далеко, и люди не хотят ездить далеко. Очень часто к нам кто-нибудь приходит, и первое, что мы слышим: «Как же далеко до вас добираться». Они могут посидеть полчаса, попить с нами чаю и говорят, что они будут с нами сотрудничать. То есть главное — атмосфера, даже неважно далеко ты находишься, в спальном районе или нет.

Т. Сова: Главное, чтобы была изюминка. Необязательно, что все ездят к вам, как ты только что сказала, люди из спальных районов приходят домой и после этого на выходных едут куда-нибудь в центр, а здесь именно в Купчино они могут как-то развивать себя и могут с вами пообщаться. В общем, давай о каких-то перспективах на ближайшее время. Куда сходить людям, кто нас слушает сейчас? Что интересненького у вас готовится? Куда можно сходить? Что будет в ближайшее время открываться?

А. Чернова: Буквально завтра у нас открывается выставка портретов.

Т. Сова: Во сколько?

А. Чернова: Мы пока не решили со временем, потому что мы готовим помещение, оно откроется завтра. Это выставка Александра Лаврентьева, портреты 2005-2011 годов. С утра в 12 часов будет презентация «Мусорного Монстра».

Т. Сова: Это что такое? Интересно звучит.

А. Чернова: Это проект, когда из старых факсов, мониторов, компьютеров получился «Мусорный Монстр». На самом деле, это грубое название, мне кажется, поэтому нужно прийти, посмотреть и дать ему свое название. Он очень не мусорный.

Т. Сова: Как он получился? Это вы делали?

А. Чернова: У нас есть креативные люди, которые делали его две недели, и позже он будет представлен на выставке ООО «Утилизация», его увидит не только наш район, но пока он у нас стоит.

Т. Сова: Завтра можно прийти к вам и увидеть его в первых рядах?

А. Чернова: Да.

Т. Сова: Во сколько?

А. Чернова: В 12 часов.

Т. Сова: Вообще со скольки вы работаете?

А. Чернова: Конкретно выставочное пространство работает с 15 до 20 часов, но если проходят какие-то мероприятия, мы открываемся и в 12.

Т. Сова: То есть с 3-х до 8-ми у вас открыта зона wi-fi, выставочная зона и кафе?

А. Чернова: Кафе у нас нет. У нас есть задумка реализовать кафе, но пока мы направляем свои усилия на проекты.

Т. Сова: Это хорошо. В общем, дорогие друзья, если Вы где-то будете недалеко в Купчино в районе Софийской, 44, около с 15 часов до 20 часов, то можете спокойно заходить, вас там ждет гостеприимный прием, вкусный час, сушки и баранки. Пока напоследок, перед тем как с Анечкой попрощаться, мы спросим у нее, что же такое искусство?

А. Чернова: Искусство — это наша жизнь, это то, как мы ее воспринимаем своими глазами, глазами художника с какими-то надеждами на будущее, потому что художники всегда думают о том, что будет. Это такие же люди, как и мы, только они более экспрессивные, и мы можем заряжаться от них их настроениями.

Т. Сова: Я больше ничего не буду добавлять, замечательное настроение, настрой на будущее. Дорогие мои друзья, посещайте «Факел», ходите туда, старайтесь быть креативными и интересными и придумывайте что-то новое. С Вами был подкаст «SovART», Татьяна Сова, а в гостях у меня сегодня была Анна Чернова. Пока, пока.

Width

Новый вариант плеера:
Старый вариант плеера:

Выпуск посвящён взаимодействию культурных организаций Петербурга с администрацией города. В гостях Анна Чернова, представитель Центра Современной Культуры «Факел» (ул. Софийская, 44). Анна расскажет, как зарождался «Факел» и какой жизнью он живёт со дня своего открытия 1 декабря.

В подкасте:

— Кому пришла идея создания Центра Современной Культуры при содействии с администрацией города?
— Что такое «Факел»?
— Оправдал ли себя выбор расположения в спальном районе?
— Какие культурные события произошли в культурном пространстве на Софийской со дня открытия?
— У вас есть творческая задумка, проект, идея, которую очень хочется воплотить? «Факел» может помочь!

Episodes

Comments